После Кемерово, нижеследующее скорее не более чем свидетельские показания для истории, нежели актуальный текст.
Невыборы 2018.
часть 2 Фальсификации
Утром явка была большой. Пик пришелся на 11 часов. Я не понимал, где ожидать подвоха, и просто щелкал счетчиком, предварительно настояв на том, чтобы комиссия прошила до конца книги избирателей и правильно пронумеровала их. Потом просто считал. До того момента, пока не углубился в наш общий "наблюдательский" чат. Там один из представителей Голоса (работавший на другом участке), буквально кричал капслоком, о том, что комиссия вписывает посторонних людей в списки избирателей. «ЧТО ВЫ СИДИТЕ?!» писал он.
Тогда и я, храбрясь, подошел к столам комиссии в попытке сравнить паспортные данные приходящих волнами избирателей с данными в книгах избирателей. Неожиданно толпы, что были на участке, поредели, а комиссия начала возвращать паспорта, говоря: «к сожалению вы прописаны по другому адресу». Так явка начала падать. Оказалось, что по районам, где были наши наблюдатели курсировали автобусы с точно такими же «избирателями». Схема была невероятно проста: люди, не прописанные по адресу, входившему в компетенцию данной комиссии, давали свои паспорта любому члену комиссии, тот вносил их данные напротив любого имени и выдавал бюллетень. Почти везде наши ребята и девушки встречали сопротивление комиссий при доступе к персональным данным, даже в случае, когда паспорт находился на рассмотрении у члена комиссии. Осознав простоту махинации, я уже не отходил далеко от столов и при очередной волне нырял в нее, пробиваясь к спискам. Вот тут и вступили в игру «традиции».
Не один раз от членов комиссии, председателя, наблюдателей, полиции, каких-то левых людей и реже от самих подставных избирателей я слышал: «отойдите», «не подходите близко», «у нас не принято прикасаться к женщинам», «не прижимайтесь», «уважайте наши традиции». Все по тому, что эти курсирующие «избиратели» были в большинстве своем чеченками, а, подходя к столам, ты волей-неволей был окружен ими со всех сторон. Иногда достаточно было просто подойти и пристально посмотреть, чтобы смутить члена комиссии и, казалось, заставить его вернуть паспорт. Члены комиссии тоже были женщины. Одну и ту же претензию мне предъявляли целый день. Вплоть до момента исчезновения «женских бригад», часов в 16-17. Кстати, реальных же избирателей, вместо которых уже кто-то расписался, посылали в дополнительные списки. Доказать подобную фальсификацию можно было бы просто сравнив доп списки и общие, чего, к сожалению, не произошло. Списки, таким образом, пополнились на более чем двести человек к концу рабочего дня.
-
Т.е. в плане чистоты выборов — то что некоторому количеству круизников успели выдать бюллетени, и они по ним проголосовали, и эти результаты попали в итоговый протокол, уже можно считать провалом, не только наблюдения, но и процедуры проведения выборов.
-
Если бы я, как наблюдатель, только бы считал явку и не шел на конфликт с комиссией при отстаивании своих прав и закона, явка спокойно поднялась бы до 60-70% благодаря круизникам. Мы же с напарником смогли удержать ее на уровне 33-34%.
#наблюдатель #невыборы2018 #грозный